Преподаватель физики башкирского лицея-интерната № 3 Ильдар Казнабаев знаменит своими учениками. Айдар Валиев, Равиль Султанов, Тимур Садыков стали победителями городской олимпиады по физике, Артур Габитов и Артур Бадретдинов – призёрами. Педагогу повезло с учениками или ученикам с педагогом? Ребята уверяют, что им. Они с гордостью рассказывают:
– Ильдар Гильфанович самую трудную тему так растолкует, что, кажется, легче не бывает. Недавно он из Швейцарии вернулся. Его туда европейские учёные пригласили!

Я – ДЕРЕВЕНСКИЙ ПАРЕНЬ

Ильдар Гильфанович – совсем ещё молодой человек, скромный, с обаятельной улыбкой.
– Я – деревенский парень. Родился в Зилаирском районе, – говорит он, – не думал, не гадал, что мне так повезёт: сейчас работаю с одарёнными детьми в одном из лучших учебных заведений республики.

– Вы стали учителем по призванию?
– Да, хотя в 90-е годы, когда я окончил школу, никто не хотел идти в учителя. Молодые люди мечтали быть юристами, экономистами, программистами… Ну, и я вместе со всеми. Моя мама – преподаватель математики. Любовь к точным наукам и уважение к учительскому труду – это её воспитание. Мне и самому всегда нравились учителя, которые увлекательно объясняли даже самые трудные темы, я старался и до сих пор стараюсь походить на них. Почему стал именно физиком? С 7-го по 11 класс учился в профильном физико-математическом лицее-интернате в Уфе. В старших классах серьёзно увлёкся физикой. Теоретическая физика – удивительная наука. Она не только открывает и объясняет законы природы, но может предсказать новые чудесные явления. Физики-теоретики в конце XX века выдвинули огромное количество необычных идей устройства мира – так называемые экзотические модели. Очень интересно! Поэтому-то я решил получить не модную профессию, а заняться интересным для меня делом, и поступил в Башкирский государственный педагогический институт на физико-математический факультет.
После третьего курса уже работал в лицее-интернате, в котором учился. К концу пятого курса уже имел некоторый опыт и не понаслышке знал, как живёт и чем дышит современная школа.

Collider2 

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРН?

– Два года назад от преподавателя гимназии № 1 Ильдара Искандеровича Валитова узнал, что в Швейцарии есть школа для учителей физики. Подал заявку, прошёл конкурсный отбор (пять человек на место) и попал в ЦЕРН. CERN – это Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий. Она находится на границе Швейцарии и Франции, вблизи Женевы. Там организовали школу для учителей физики, чтобы познакомить их с актуальными направлениями современной науки, с интеллектуальным и техническим потенциалом ЦЕРНа. Подразумевалось, что учителя, в свою очередь, расскажут обо всём ученикам. Сейчас передача школьникам научной информации занимает слишком много времени: пока о каком-либо открытии станет известно учителю, пока о нём напишут в учебнике… А мы привезём домой горяченькое. Нам часто повторяли: «Вы – наши послы детям, проводники новых идей и открытий».

– Чем конкретно вы занимались в ЦЕРНе?
– Программа была обширная. Нас знакомили с экспериментами на Большом адронном коллайдере, ведущие учёные читали лекции по физике элементарных частиц, космологии, ускорителям и детекторам частиц. Мы посещали экспериментальные установки и ходили на экскурсии.

В частности, грандиозное впечатление произвёл магнитный альфа-спектрометр. Это просто фантастический прибор, предназначенный для изучения космических лучей, поиска антиматерии и тёмной материи – загадочной субстанции, на долю которой приходится более четверти массы Вселенной. Глава эксперимента Сэмюэл Тинг представил на семинаре в ЦЕРНе первые результаты детектора, установленного в мае 2011 года. С этого времени магнитный альфа-спектрометр зафиксировал около 25 миллиардов частиц, в том числе 400 тысяч позитронов в диапазоне энергий от 0,5 до 350 ГэВ.

– Большой адронный коллайдер – это…
– Большой адронный коллайдер (БАК) построен в ЦЕРНе. Это самая крупная экспериментальная установка в мире. В её строительстве и исследованиях принимали и принимают участие более 10 тысяч учёных и инженеров почти из 100 стран. Большим он назван из-за размеров, адронным потому, что ускоряет адроны – тяжёлые частицы, состоящие из кварков. А коллайдером – из-за того, что пучки частиц ускоряются в противоположных направлениях и сталкиваются в определённых точках.

– Объясните, пожалуйста, популярно, для чего нужен БАК?
– Ну, если как можно короче и популярнее, то ожидается, что результаты, полученные на БАК, могут ограничить фантазии теоретиков, закрыв некоторые из предложенных построений.

– Ограничить то, что мы в простоте называем чудом?
– Но, согласитесь, чудо не должно противоречить природе. Оно лишь противоречит тому, что мы знаем о природе…

– Связь физики и медицины, например, адронная терапия – это реальность?
– Да. Сейчас в Европе совместными усилиями нескольких стран и при общей координации ЦЕРНа создаётся международная исследовательская сеть новейших центров адронной терапии. Она должна обеспечить высокоэффективное и быстрое лечение онкологических заболеваний.

К слову, в Уфе появился инновационный центр позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). Он позволяет значительно сократить дистанцию между диагностикой и лечением онкологии.

Подробнее:http://srgazeta.ru/2015/12/v-shvejcarskoj-laboratori/

 


Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных