Рабочая программа по технологии для учащихся 7 классов составлена с учетом Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Рабочая программа предполагает обучение в объеме 68 часов по предмету «Технология» в 7 классе: количество часов в неделю - 2.
Раздел I Технологии обработки конструкционных материалов
Тема 1. Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов
Основные теоретические сведения
Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и оснастка для работы на сверлильном станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила безопасности труда при работе на сверлильном станке.
Токарный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на токарном станке. Инструменты и оснастка для работы на токарном станке. Технология токарных работ. Правила безопасности труда при работе на токарном станке.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты: виды, назначение, область применения, способы работы.
Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных материалов, автоматизация процессов производства.
Экологичность заготовок, производства и обработки древесины и древесных материалов.
Профессии, связанные с производством и обработкой древесины и древесных материалов.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Организация рабочего места для сверлильных и токарных работ. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при сверлильных и токарных работах.
Ознакомление с устройством, приспособлениями и приемами работы на сверлильном станке.
Ознакомление с устройством и технологической оснасткой токарного станка для обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с древесиной, проверка станка на холостом ходу.
Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями, применяемыми при токарных работах. Выполнение рациональных приемов выполнения различных видов токарных работ.
Изготовление деталей и изделий на станках по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках. Уборка рабочего места.
Тема 2. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов
Основные теоретические сведения
Современные ручные технологические машины и механизмы для выполнения слесарных работ.
Операции и приемы работы с металлами и искусственными материалами на сверлильном станке. Оснастка сверлильного станка для выполнения работ с металлом.
Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы подготовки к работе, приемы управления и выполнения операций. Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Основные операции токарной обработки и особенности их выполнения. Особенности точения изделий из искусственных материалов.
Фрезерный станок: устройство, назначение, приемы работы. Инструменты и приспособления для работы на фрезерном станке. Основные операции фрезерной обработки и особенности их выполнения.
Современные обрабатывающие центры и станки с числовым программным управлением. Роботизированные комплексы.
Перспективные технологии производства деталей из металлов и искусственных материалов.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Ознакомление с видами современных ручных технологических машин и инструментов.
Изготовление деталей по технической документации.
Изучение устройства токарного и фрезерного станков. Проверка работы станков на холостом ходу. Регулировка станков (вспомогательные механизмы и приспособления). Установка режущего инструмента на станках.
Организация рабочего места.
Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.
Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на станках.
Тема 3. Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия. Технологии художественно-прикладной обработки материалов. История мозаики. Виды мозаики. Технология изготовления мозаичных наборов. Организация рабочего места. Приемы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Мозаика с металлическим контуром. Подбор материалов, инструменты и технология выполнения.
Ручное тиснение по фольге. Особенности технологии ручного тиснения.
Ажурная скульптура из металла. Материалы, инструменты, приспособления и технология изготовления.
Технология художественной обработки изделий в технике просечного металла. Инструменты для просечки и пиления металла.
Чеканка, история ее возникновения, виды. Материалы и инструменты. Технология чеканки.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изготовление мозаики из шпона. Разработка эскизов изделий, подбор материалов, выполнение работ и отделка.
Изготовление мозаики с металлическим контуром. Украшение мозаики филигранью.
Тиснение по фольге. Подготовка фольги, подбор и копирование рисунка, тиснение рисунка и отделка.
Разработка эскизов и изготовление декоративного изделия из проволоки. Последовательность работы.
Изготовление изделия в технике просечного металла. Изготовление металлических рельефов методом чеканки.
Раздел II: Технологии домашнего хозяйства
Тема 1. Технологии ремонтно-отделочных работ
Основные теоретические сведения
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ.
Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.
Способы размещения декоративных элементов в интерьере.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Окраска поверхностей. Подбор обоев по каталогам и образцам. Выбор обойного клея под вид обоев. Наклейка различных типов обоев (на лабораторных стендах).
Выполнение эскизов оформления стен декоративными элементами.
Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.
Раздел III: Технологии исследовательской и опытнической деятельности
Тема 1. Технологии исследовательской и опытнической деятельности
Основные теоретические сведения
Подготовительный этап: выбор и обоснование темы проекта, историческая и техническая справки, оформление списка литературы.
Конструкторский этап: конструкторские задачи, выбор рациональной конструкции, основы композиции, конструкторская документация.
Технологический этап: план работы по изготовлению изделия, технологические задачи, выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация.
Этап изготовления изделия: организация рабочего места, выполнение технологических операций, культура труда.
Заключительный этап: экономическое и экологическое обоснование; выбор формы рекламы и сбыта; выводы по итогам работы, отчет по проекту, защита проекта.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Составление индивидуальной программы исследовательской работы.
Выбор объекта проектирования, выявление потребности в изделии и обоснование темы проекта, сбор и обработка необходимой информации, составление исторической и технической справки. Выбор рациональной конструкции изделия. Разработка конструкторской документации, выполнение графического изображения проектируемого изделия. Изготовление изделия. Экономическое и экологическое обоснование проекта, разработка рекламного проспекта изделия. Выводы по итогам работы, оформление отчета о проделанной работе, защита проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов:
Предметы обихода и интерьера (табурет, шкатулка, скалка, ваза, чаша, тарелка, шахматная доска, киянка, игрушки для детей, разные модели техники, и т.д.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (вешалка-крючок, ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, блёсны, картина.
Учебно-методическое обеспечение
1.Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков). – 2-е изд., перераб./ Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Постановление от 16.09.2021 № 2686 Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Зачисление детей в муниципальные общеобразовательные учреждения» в городском округе город Стерлитамак Республики Башкортостан